Год культуры

год культуры в РоссииСердце, воображение и разум — вот та среда,
где зарождается то, что мы называем культурой.

К.Г.Паустовский

Дети — носители грядущей культуры.
Воспитание — диалог культур.

О.С.Газман

Лето для ребенка – не только разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, но и развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, реализация собственных планов в личностно значимых сферах деятельности. Это период, благоприятный для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, личными интересами.

Вопросы планирования и организации летнего отдыха детей находятся в центре внимания государственных, региональных, муниципальных органов образования, социальной защиты, здравоохранения.
2014 год объявлен в России Годом культуры. Д.С. Лихачев писал: «Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека».
Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики и педагогики.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Так, в словаре В.И. Даля «культура» определена как «образование умственное и нравственное». С.И. Ожегов определяет «культуру» как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Культурный это, прежде всего, цивилизованный человек. Именно слово «цивилизация» является синонимом слову «культура»1. Под «цивилизацией» согласно толковому словарю В.И.Даля понимается «общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина». С.И.Ожегов дает сразу несколько определений. «Цивилизация» — это:

  •  определенная ступень развития общества, его материальная и духовная культура;
  • современная мировая культура, мыслимая как реальная совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой.

Понятие «культурный человек» охватывает весь внутренний мир личности, все ее поступки и все проявления, ее отношение к миру, к себе и к людям. Культура есть широта и бескорыстие человеческих побуждений, интересов, стремлений целей. Ее уровень измеряется тем, насколько близки и дороги человеку интересы его народа, его общества, всего человечества, его современников, будущих поколений и в то же время каждого отдельного человека.
Культура есть красота и величие духовного мира и жизни человека, степени ее достоинства и благородства, стремления к совершенству и непрестанному совершенствованию. Это широта и глубина познаний, стремление ими делиться, умение их применять. Культура всегда неотрывна от человеческой деятельности и всего поведения человека, от того, что и как он делает.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей. Культурные ценности можно разделить на три составляющих: объекты и произведения (художественного, исторического и научного значения); идеи, цели, идеалы, теории, нормы, традиции гуманистического содержания качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность. Критерий культуры личности – не расхождение слов и дела, деятельная гуманность, основательность и добросовестность во всем, и, прежде всего, в труде, умение видеть окружающую красоту, сохранять и преумножать ее, стремление «творить по законам красоты», любознательность, честность, скромность, доброта.
Народная мудрость гласит: «Доброта – от века украшенье человека». В контексте выше сказанного хочется перефразировать эти слова. Украшением человека всегда была его культура. Именно поэтому авторы программы дали ей такое название: «Культура — от века украшенье человека».
Опираясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный государственный образовательный стандарт, а также «Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», программа деятельности ДООЦ «Дзержинец» «Культура — от века украшенье человека» направлена на социальное становление личности детей и подростков, развитие их личностных качеств, как важнейших культурных ценностей. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря и направлена на изучение культуры (традиций, обычаев, искусства, литературы и т.д.).
В основе программы лагеря лежат принципы:

  • целесообразности – соответствия педагогических задач личностным целям детей;
  • добровольности участия в делах лагеря;
  • открытости в деятельности отрядов;
  • учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы;
  • индивидуального подхода к личности ребёнка.

Программа «Культура — от века — украшенье человека» направлена на формирование единого воспитательного пространства, как среды для позитивного индивидуального развития социально активной и творческой личности. «Социальный» определяется авторами программы, как «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе».
ДООЦ «Дзержинец» имеет все необходимые ресурсы для реализации программы. Лагерь расположен в живописном лесном массиве Балахнинского муниципального района. За смену в лагере могут отдохнуть до 180 детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет. За время своего функционирования в ДООЦ «Дзержинец» сформированы своя культура, законы, а также особый внутренний мир, атмосфера сотрудничества и сотворчества, которые создаются педагогическим коллективом и детьми в процессе совместной деятельности. Ежегодно администрацией ДООЦ осуществляется тщательный подбор педагогического состава, проводится обучение педагогического отряда. Взаимоотношения и взаимодействие педагога с детьми в рамках данной программы строится на основе принципов равноправия и сотрудничества. Воспитательное пространство в ДООЦ «Дзержинец» выражено в двух пространствах:

  • собственно сам лагерь со своей культурой, законами, природными условиями,
  • особое воспитательное пространство, развивающееся в атмосфере сотрудничества и сотворчества, которые создаются педагогическим коллективом и детьми в процессе совместной деятельности.

Создавая некую идеальную модель проживания, общения, педагоги ДООЦ помогают каждому ребенку спроецировать ее на собственный образ жизни и стиль взаимоотношений с окружающим миром.
 


1 Большой энциклопедический словарь. Словарь синонимов.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять